А что, если резервы нашей памяти позволяют запоминать огромные объемы информации, но мы не пользуемся этими возможностями из-за незнания и неумения управлять и развивать память? Тони Бьюзен провел эксперимент длиной в жизнь и точно знает, как улучшить мозговую активность и навыки запоминания на 70% и даже больше!
Информация об авторе
Книга «Супер-память» написана профессором психологии, рекордсменом по запоминанию больших объемов информации за определенный промежуток времени, автором мозговых карт (Mind Map или интеллект-карт) и 150 развивающих книг – Тони Бьюзеном. И на этом список достижений Бьюзена только начинается, также он:
- Преподавал, обучая студентов максимально полно использовать функции головного мозга, творческий потенциал, навыки чтения и запоминания на длительный период, понимание широты наших возможностей.
- Создал несколько бестселлеров, которые продаются в более чем 100 странах мира.
- Основал Чемпионат памяти и Мозговую спортивную олимпиаду, где все желающие могут показать свои выдающиеся способности в запоминании.
- Получил несколько ученых степеней.
- Создал Благотворительный Фонд мозга и концепцию «Ментальной грамотности».
- Участвовал в нескольких документальных передачах от BBC о возможностях человеческого мозга.
- В 1997 году побил рекорд по запоминанию чисел.
- Разработал СЕМ3 (саморасширяющуюся мнемоническую матрицу).
- Получил звание человека с наивысшим коэффициентом творческого мышления.
Также Тони Бьюзен имеет широкий кругозор: пишет музыку, детские книги, поэзию, занимается танцами, самостоятельно разрабатывает дизайн для своей мебели и одежды. Много времени проводит, помогая людям со сниженными умственными способностями.
Короткая аннотация
«Супер-память» — дополненное издание вышедшей в 1974 году книги «Работай головой», ставшее бестселлером. Это небольшая, но очень содержательная книга, описывающая несколько важных методик запоминания информации.
Пособие разделено на три части:
- Вводная, где автор рассказывает о возможностях мозга и предлагает каждому проверить себя.
- Основная, состоящая из описаний разных методик и систем.
- Заключительная, коротко описывающая мозговые карты.
Проверка способностей
В первой части книги, Тони Бьюзен приводит интересные факты о памяти (а некоторые опровергает) и предлагает проверить свои способности каждому читателю. Также упоминается о многих научных исследованиях и открытиях, например, эксперименте Розенцвейга, который доказал, что мозговые клетки хранят информацию всю жизнь и проблема забывания не связанна с возможностями мозга, а с неумением управлять им. Подтвердил эту информацию и профессор Пенфилд, обнаруживший восстановление утерянных воспоминаний после стимуляции клеток мозга у пациентов.
Вторая глава первой части полностью посвящена проверке памяти, автор предлагает сравнить результаты до прочтения книги и после ее изучения. В книги представлены тесты на запоминание чисел, дат, телефонных номеров, лиц, карт. Для удобства выделено место под записи.
Завершает первую часть издания краткий экскурс в историю и медицину, где автор знакомит читателя с древними мыслителями и их методиками.
Система запоминания
Во второй части книги Бьюзен предлагает несколько действенных способов запоминания новой информации и удержания ее в памяти. Например:
- С помощью ассоциаций и чувств.
- Форм (запоминание чисел).
- Рифм (числа или новые длинные слова).
- Образов (алфавитная методика).
Также предлагается метод под названием «Римская комната», который использовали в Древнем Риме.
Особое внимание уделяется правильному чередованию изучения и перерывов, отдыха. Благодаря этому изученный материал хранится дольше, а применяя метод повторения, можно запомнить около 75% информации. Для этого автор предлагает диаграмму, на которой видно, сколько данных теряется в течение 10 минут, 24 часов, 1 недели и 1 месяца. Делая примерно 5 повторов в разное время, мы запоминаем информацию на длительный период. Так, вместо обычных 1-10% информации, повторение позволяет добиться 70-90%.
Главная система
Одной из самых успешных систем запоминания больших чисел профессор считает замещение и присвоение каждой цифре от 0 до 9 одной буквы алфавита (исключая гласные, которые позже используются как связующее).
Пример:
- 0 – н;
- 1 – п;
- 2 – д;
- 3 – т;
- 4 – р и так далее.
Таким образом, число 20 может запоминаться как «день», а 314 как «топор». В книге приведены примеры вплоть до 1 000 (с использованием английского алфавита). Запоминая большие числа важно подключать фантазию, учить не просто слово, а целую сцену с этим предметом, развивать ассоциативный ряд. Подобная методика помогает запоминанию мастей и карт в карточных играх.
В каждой последующей главе Бьюзен предлагает некую разновидность главной системы, чтобы запомнить исторические даты, дни рождения близких, номера телефона, распорядок дня и даже выводит формулу легкого изучения иностранных языков.
Мозговые карты
Мозговые карты (или интеллектуальные) были описаны Бьюзеном в предыдущих его книгах «Работай головой», «Максимально используй мозг», «Книга мозговых карт: разветвленное мышление».
Описывает их автор и в третьей части книги «Супер-память», предлагая применять при написании и запоминании конспектов, прочтении книг, запоминании имен, лиц, мест, рассказов, стихов, анекдотов. Смысл карт в структурировании, разборе мелких деталей и применении метода ассоциаций. Из целой книги или конспекта можно сделать один яркий образ с ключевыми словами, терминами, тезисами.
Запоминание лиц и имен
Профессор психологии точно знает, что большинство людей чувствует себя неловко при знакомстве с новыми людьми и чаще всего, будучи представленными сразу нескольким людям, мы забываем их имена или лица уже через 10 минут. Для решения этой задачи в книге предлагается использовать сочетание двух методов:
Социальный этикет Тони Бьюзена. Предполагает вдумчивое повторение нового имени при знакомстве (например, переспрашиваем сразу после представления, в разговоре обращаемся только по имени), обмен визитками, прощание с упоминанием имени и т.д.
Мнемонический метод. Внимательное изучение лица, примет внешности, утрирование и преувеличение их (как на рисунках — шаржах), запоминание звучания имени. Использование образов и связывание их с именем или фамилией, оценка параметров (размер головы, форма, цвет и длина волос у мужчин, высота и ширина лба, цвет и разрез глаз и т.д.).
Другие правила запоминания
Интеллектуальные карты и другие системы, описанные в книге, часто используются студентами для подготовки к экзаменам, чтобы не просто запомнить информацию, а систематизировать ее.
Для этого нужно разбить предмет на категории (основные теории, правила, направления, работы, лекции или книги, важные эксперименты, взгляды на проблему, общие моменты). Из каждой категории выносим ключевые слова и занимаемся построением образов или сцен вокруг них.
Также в этой части издания описываются секреты запоминания выступлений (не стоит заучивать наизусть, но нужно составить четкий план, мозговую карту), сценариев, статей, книг и стихов (в каждой строке ищем и запоминаем ключевые слова, которые позже связываются логической цепочкой, при этом также уделяем внимание ассоциациям).
Не стоит забывать об одном из главных принципов: объединение работы двух полушарий. Правое, отвечающее за воображение, эмоции и левое, контролирующее логику и анализ.
Дальнейшее развитие способностей
Последняя глава бестселлера посвящена усовершенствованию запоминания, тренировке способностей мозга. Автор делиться такими советами:
- Постоянное обучение. Это могут быть новые языки, стихи, прочитанные книги или что-либо другое. Главное, делать это не бездумно, подключать фантазию, структурировать основные мысли, выделять ключевые слова.
- Ведение дневников. Записи событий помогают в их запоминании, при этом можно добавить зарисовки, схемы, яркие образы.
- Освоение нового с утра, или в часы наибольшей работоспособности.
- Запоминание снов. Важен предварительный настрой и удержание в голове основных моментов, с последующим добавлением деталей.
- Повторение. Повторять материал нужно до того, как мозг начал его забывать.
- Вовлечение правого полушария, которое отвечает за эмоции. Это возможно с помощью продумывания образов, сценок, ассоциаций.
- Внимание к деталям, касается не только изучаемого материала, но и других сфер, окружающего мира, людей.
А для припоминания забытого Тони Бьюзен советует вспоминать последовательно, свободно, не спеша и не волнуясь. Восстанавливать события или информацию по частям, из самого начала.
Заключение
Бестселлер от известного профессора обязателен к прочтению тем, кто желает улучшить свои умственные способности и память:
- ученикам и студентам;
- актерам, которые сталкиваются с необходимостью изучать большие сценарии;
- людям, родственники которых страдали от болезни Альцгеймера, а значит они также в группе риска (развитие умственных способностей – один из методов профилактики);
- людям преклонного возраста (автор, который родился в 1942 году, своим примером доказывает, что с возрастом мозг работает не хуже, если его тренировать);
- каждому, кто желает повысить свою работоспособность, знания.
Внимательно изучив книгу «Супер-память» и применив на практике принципы и методы, изложенные в ней, каждый человек, вне зависимости от возраста, умственных способностей или других факторов, гарантированно увеличит долю запоминаемой информации.