Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Щетинин Михаил Петрович известен своими громкими высказываниями о том, как правильно следует воспитывать будущее поколение. По его словам, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность проживать это время в полной мере без каких-либо существенных ограничений

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Щетинин считал, что дети должны сами выбирать какой деятельностью хотят заниматься. Свобода в принятии такого рода решений даёт право ребёнку чувствовать свою самостоятельность, определять дальнейшие пути развития. Ученики должны не поверхностно изучать предмет, а углубляться в основы, применять знания на практике.

Несмотря на критику, которой подвергалось его учение, Михаил Петрович был удостоен множеством наград, в том числе очень престижных для педагога. Начиная с 1976 года, ему были вручены многочисленные грамоты и медали. Значок Отличника народного просвещения он получал два раза в 1978-ом и 1981-ом годах. Стоит отметить, что Премия Ленинского комсомола, которую Щетинин получил за работу в области педагогики, в то время выдавалась за выдающиеся достижения и большой вклад в развитие науки и культуры.

История жизни Щетинина Михаила Петровича

Биография Щетинина Михаила Петровича практически вся основана на педагогической деятельности. В самом начале своего профессионального обучения у него уже наблюдалась склонность к преподаванию. Зарождение идеи о правильности системы образования происходило постепенно, накапливая опыт и знания из практической деятельности.

Щетинин родом из Дагестана, родился в небольшом селе Новый Бирюзяк. Отец был потомственным терским казаком, поэтому уже с малых лет Михаил Петрович знал, что такое воспитание и как правильно надо себя вести. Поэтому в 1962 году без колебаний отправился служить в армейских войсках.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Обучение Щетинин начинал в музыкальном училище, однако окончить его не получилось из-за внезапной болезни рук. Тем не менее, свою судьбу Михаил Петрович всё же хотел связать с музыкой, поэтому в последствие начал преподавать в музыкальной школе, успевая при этом учиться в педагогическом институте на заочном отделении. Считается, что именно тогда начались зарождаться идеи об экспериментах, связанных с обучением.

Первые опыты новой системы образования были начаты, когда Щетинин Михаил Петрович стал директором музыкальной школы в городе Кизляр. Тогда он создал первый в своём роде лицей искусств, при этом координируя свои действия с обычным общеобразовательным учреждением. В то время можно было говорить о первом удачном опыте, когда отстающие ученики начали улучшать свои показатели в обучаемости.

После того как эксперимент подошёл к концу, Щетинина назначили директором образовательного учреждения в поселке Ясные Зори. К тому времени он успел окончить обучение в музыкальном педагогическом училище и получить диплом преподавателя. Сам Михаил Петрович часто предпочитал в качестве музыкального инструмента баян.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Щетинин Михаил Петрович определил, что изначально личность должна воспитываться на четырёх основах: наука, культура, созидание и физкультура. Новшество его идеи заключалось в том, чтобы при прочей занятости ученикам выделялось время на небольшие насыщенные уроки по различным направлениям. Таким образом, создавалась своеобразная атмосфера погружения в обучение.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Вскоре Щетинину присваивают звание научного сотрудника Академии педагогических наук (АПН), и о школе узнают в Москве. СМИ, выяснив о странных, по их мнению, подходах к обучению, применяемых в стенах учебного заведения, обрушились шквалом критики и высказывались о ней не лучшим образом. Это дало толчок к тому, чтобы было принято решение о закрытии центрального школьного комплекса.

После случившегося Щетинина направляют на Украину, где он должен возглавить научный отдел по основам продвижения своего эксперимента в условиях школы-интерната. В основном такая возможность была дана ему для того, чтобы власть могла удостовериться в провальности идеи и её бесполезности. Несмотря на это Михаил Петрович продолжает внедрять методику погружения в процессе обучения. Вскоре об этом эксперименте узнаёт всё больше людей, а вскоре весть разносится по всей стране. К сожалению, Министерство образования не нашло положительных моментов в данном эксперименте, и было принято решение о закрытии школы.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

В связи с произошедшими событиями Щетинину не разрешают заниматься педагогической деятельностью. Он принимает решение отправиться в Москву, где устраивается на должность старшего сотрудника Научно-исследовательского института АПН. Годы, проведённые на этой работе, дали возможность Михаилу Петровичу обобщить результаты своего эксперимента, которые впоследствии были изданы в формате книги «Объять необъятное».

Скачать, которую в .pdf формате вы можете по ссылке: «Щетинин М. П. Объять необъятно. Записки педагога»

Воодушевившись новыми идеями воспитания молодёжи, несколько членов Центрального комитета помогают Щетинину попасть на должность директора школы, расположенной в Краснодарском крае. После его прихода учреждение сразу реорганизуется, начинают внедряться новые методики. Со временем родители, не поддерживающие взгляды директора, настаивают на возвращении к классическому варианту обучения, после чего учреждение делится на две части.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Школа Щетинина помогла ему стать генеральным директором Центра всестороннего обучения молодёжи. Рядом с Михаилом Петровичем начинают появляться сторонники его теории, организуется коллектив единомышленников, возникают связи с высшими учебными учреждениями, оттачивается система обучения методом погружения. В 91-ом году Щетинину присваивается звание академика.

Однако, несмотря на большое развитие и продвижение идей Центра, некие противоречия периодически возникают. В связи с этим Щетинину со своими коллегами и парой учеников пришлось переехать в небольшой посёлок, расположенный рядом с городом Геленджик Краснодарского края. На месте разваленного заброшенного помещения для солдат была создана интернатная Русская родовая школа.

К началу 21-го века она приобрела широкую популярность и начала позиционироваться как образовательное учреждение современности. Данная школа была признана не только обычными гражданами, но и всемирно известной организацией ЮНЕСКО. В наше время этим лицеем до сих пор руководит Щетинин.

Помимо основной своей занятости академик активно участвует в руководстве Центра дыхательной гимнастики в городе Москва. Также периодически ведёт консультации по туберкулезным заболеваниям в Российской академии медицинских наук.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Основные принципы системы учения Щетинина Михаила Петровича

Поскольку основные принципы, методики Щетинина направлены на создание идеального ученика, его систему можно отнести к философской. Сотворение цельной, увлекающейся спортом, обладающей творческими способностями, к тому же умной личности – главная цель, к которой стремятся преподаватели в рамках системы Щетинина.

В чём основные идеи педагогики по данной методике:

Саморазвитие

Человек изначально с самого рождения имеет все возможности для того, чтобы успешно развиваться в любой сфере деятельности. При должном преподавании и правильно составленном учебном плане можно дать ребёнку максимум ресурсов как физических, так и умственных для реализации саморазвития.

Воспитание

Оно не должно ограничиваться или каким-либо образом ущемлять права ребёнка. Лучше, если воспитание будет проходить при максимально возможном уровне свободы. Это необходимо для того, чтобы личность могла успешно самореализоваться в будущем.

Природные данные

Следует учитывать все наклонности ученика, дарованные ему от природы. Если данные характеристики направить в нужное русло, то можно получить превосходный результат не только в обучении, но и в становлении личности в целом. Саморазвитие, основанное на природных данных, позволяет дать ребёнку возможность быть самим собой и при этом развиваться по собственному пути.

Индивидуальность

Каждый человек уникален, и способности к обучению у всех разные, это обязательно стоит учитывать в преподавании. Необходимо чётко понимать, что кто-то усваивает материал быстрее, кому-то на это стоит потратить больше времени. Индивидуальный подход к ученикам позволяет стимулировать в них способность к обучению.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Если дети будут сами способствовать созданию системы обучения, то смогут контролировать личностное саморазвитие. Школа Щетинина позволяет ребятам учиться в атмосфере полного сотрудничества и взаимопонимания. Её главные особенности заключаются в следующем:

Нравственность

Становление духовных начал в ребёнке закладывается не методом наставлений, а через созданный образ жизни. Т.е. человек воспитывается в атмосфере нравственности и взаимоуважения. Изначально созданная обстановка способствует развитию лучших личностных качеств для цельного саморазвития.

Познание

Человек не устаёт от получения знаний, а, наоборот, стремится узнавать каждый день что-то новое, потому что видит на собственном примере, как это положительно сказывается на общем развитии. Чередование занятий с использованием методики полного погружения позволяет максимально вовлечь ребёнка в процесс образования.

Духовность

Для достижения наибольших результатов необходимо с ранних лет приучать ребёнка к стремлению к прекрасному. Гармония души и тела позволяет детям чувствовать себя уверенно и не уставать во время обучения. Если видеть прекрасное даже в самом безобразном, то можно преодолеть практически любые проблемы, поскольку они больше не будут иметь власти над человеком.

Трудолюбие

Если любить только некоторые виды сфер деятельности, то можно чувствовать себя некомфортно при выполнении нелюбимой работы. В то время как любовь к любому труду даёт возможность выбрать среди широкого спектра деятельности. Такая тактика позволяет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Физподготовка

Физическая активность играет большую роль для становления полноценной всесторонне развитой личности. Если регулярно заниматься борьбой в целях самозащиты, то можно быть уверенным, что ребёнок в будущем сможет постоять за себя и защитить свою честь. К тому же занятия физкультурой помогают расслабиться и немного отвлечься от основной учёбы.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Школа Щетинина даёт своим ученикам возможность получить комплексное образование, когда общность мировоззрения тесно сплетается с фундаментальной основой знания. Благодаря цельному образовательному пространству ученики:

— мыслят продуктивно и много размышляют обо всём, в чём они заинтересованы;

— имеют навыки преподавания, которые позволяют им без труда донести полученные знания до других;

— легко находят общий язык с окружающими людьми и способны правильно организовать своё время, чтобы быть наиболее продуктивными;

— ведут себя открыто с другими людьми, готовы всегда прийти на помощь в сложной ситуации;

— имеют наклонности с творческой деятельности, способны практически в любых новых начинаниях;

— понимают, что такое ответственность и соблюдают все нравственные и духовные правила поведения.

Главные особенности школы Щетинина

Открытие уникальной школы стало конечным итогом всех экспериментов, проводимых Щетининым. Основная суть его учений заключалась в том, что образовательное учреждение не должно лишь помогать учиться детям, лучше, если оно будет стимулировать к саморазвитию, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Когда Щетинин Михаил Петрович создавал Русскую родовую школу, в первую очередь он хотел сделать её своеобразной базой для подготовки детей к реальной жизни, чтобы они действовали здесь и сейчас. Основная суть этой школы – восприятие человека как частицы Вселенной, у каждого должно быть понимание и принятие единого целого в существующем бытие. Другими словами, начиная с собственного саморазвития, человек вносит вклад в общее дело.

В школе очень трепетно относятся к изучению истории Российского государства, давая понять детям, что основа народности базируется на знании предков. Именно поэтому школа называется Русской. Бережное хранение истории помогает воссоздать образ гордого славянина и лучше понять прошлое страны.

Родовой школа была названа потому, что духовное начало человек берёт из памяти о своих предках. Обращаясь к роду, он начинает воспитывать в себе чувство уважения к старшему поколению. Одна из целей школы – помочь детям укрепить связь с родителями любовью и преданностью. Ребёнок должен быть горд своим происхождением и с честью относиться к собственной фамилии, данной при рождении.

Биография Михаила Петровича Щетинина и о его школе

Важно понимать, что школа Щетинина базируется в основном на деятельности детей. Преподаватели выполняют здесь лишь консультирующую роль и направляющую. Можно сказать, что ученики предоставлены сами себе в том плане, что вольны определять самостоятельно уровень обучаемости. Однако они понимают, что если человек хочет успешно самореализоваться, то он должен приложить для этого максимум усилий. Для этих целей в школе предусмотрены различные помещения для занятия хореографией, спортом, кулинарией, производством молока, творчеством и многие другие.

Учебные занятия могут проводиться в любом удобном для этих целей помещении и даже на свежем воздухе. Дети самостоятельно изучают школьные предметы, обращаясь к преподавателям за консультацией и разъяснениями. Одними из главных учебных занятий являются история, русский язык и литература. В среднем урок длится около 30-ти минут, это время считается наиболее предпочтительным для того, чтобы отлично усвоить материал и при этом не устать. Домашних заданий нет, что даёт возможность преподавателям определять наклонности и желания детей, помогая развиваться им в разных направлениях.

Заключение

Школа Щетинина отзывы в основном получила положительные, однако нашлись недоброжелатели, которые считают этот учебный центр тоталитарной сектой, а учеников называют её адептами. Стоит понимать, что такая школа является чем-то новым и поэтому относиться к ней стоит с пониманием. Популярность лицея в настоящее время выросла настолько, что конкурс для желающих здесь обучаться очень большой – 13 человек на место.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.